Об отношении к новичкам в форумной среде и поиске истины в пучине.

Об отношении к новичкам в форумной среде и поиске истины в пучине.

Если Вы являетесь опытным участником форумов по тематике конструирования акустических систем, то Вы можете сохранить ссылку на данную статью и делиться ею всякий раз, как появится новичок с расфокусированными знаниями и несвоевременными вопросами.

Типичные случаи заблуждений новичков на форумах по аудио тематике

Человек заболел звуком. Это просто замечательно, пожалуйста, не нужно его отпугивать большой порцией специфических терминов и знаний, от этого он замкнется, станет искать авторитетов мнения в другом месте, подвергнет сомнению научный подход и здравые идеи.

Просто запомните, что интуитивный подход в построении акустических систем, эзотерический поиск звука - это весьма скользкая и явная стезя, в начале пути очень просто пойти этим способом. Но чтобы потом свернуть с неверной дороги требуются годы. Эти годы необходимы для созревания, которое заключается по большей мере на накоплении опыта прослушивания и сравнения разнообразной акустики. В тот момент, когда выводы о звуке примут адекватный характер и наступит точка отказа от интуитивного поиска звука. Нужно заметить, что люди с доступом к большому количеству высококлассной аппаратуры никогда не прибегнут к словесному описанию акустической системы типа: "Звучит плохо, т.к. разработчик не вложил душу в изделие", они четко могут локализовать проблему и указать на конкретные недостатки в технической плоскости.

Типичные признаки новичка, который вот-вот займётся полировкой проводов и отслушиванием саморезов. Попробую их перечислить.

1) Диапазон 20Гц - 20кГц. Колонка обязательно должны воспроизводить этот диапазон. Если нет 20Гц, то и нет баса. Аналогично, если нет 20кГц, то колонка не воспроизводит высокие частоты. Не грех ему потребовать и от полочной акустики нижней границы 20Гц. Прошу отметить, что в некоторых случаях опытные люди могут ему рекомендовать ограничиться нижней границей в 40-60Гц. Это опрометчиво, для новичка Вы переходите в раздел глухих и старых, что бы Вы конструктивного в будущем не предлагали, всё будет встречено в штыки, а за правду будет взята противоположная точка зрения. Полная аналогия и с верхним диапазоном. Такие понятия, как завал 3дБ, неравномерность или давление вне оси для них еще недоступны, равно как и комнатные резонансы. Они живут в идеально описанном интернетом мире.

2) Другой симптом - это мощность. 100Вт хватит всем. А если больше, то еще лучше. 90Вт - это ничто, это слабая акустика, ребята будут смеяться. Усилитель также 100Вт. Иначе несерьезно как-то получается. Будут и попытки Вас научить, что Ватты - это громкость. Чтобы играло громко, нужно 100Вт. И не меньше. Попытки предложить сделать акустику с нижним динамиком, долговременная шумовая мощность которого, например, 30Вт, будут расценены как личное оскорбление. Такие понятия, как чувствительность, индуктивность, импульсная и переходная характеристики - происки врагов. Не за этим он пришел в аудиосообщество, а за самым большим звуком.

3) На третье место, пожалуй, следует поставить апгрейд и переделку S90 (и не только). Да и вообще точку зрения, что вот раньше умели, а сейчас всё китайское, пластиковое и одноразовое. Как задел - это благотворная тема, на замену существует множество комплектующих. Как их выбрать и интегрировать, будут отдельные статьи, по крайней мере, если я не забуду их написать.

Все 3 предыдущих заблуждения имеют общего родителя. Это публикации, перекочевавшие из умных книжек советского периода. Сами себе постулаты не несут негативного подтекста, это скорее содержание неких ГОСТов и въевшиеся в память шильдики, сть мнение, что за несоблюдением параметров ранее следили лучше, видимо это и внушает незыблемость идей и верований. Стоит понимать, что пока еще ничего плохого не случилось, человек не специально заблуждается, просто интернет полон мифов и публикаций очередного самодел, который из досок и динамиков сделал очередного уродца, который "долбит".

Дайте начинающему идею, что желанные 20-20000Гц и 100Вт - это всего лишь координаты, в которых существует искусство построения аудиосистем. Что стремиться к идеалу обязательно нужно и Вы ему в этом поможете. По мере накопления опыта начинающий сам придет к умению вычислить звуковое давление через мощность и чувствительность, он сам поймёт, что колонка 30Вт может играть громче колонки 100Вт, если знать как выбирать динамические головки. А немного позже он сам сможет симулировать акустическое оформление для достижения заветных 20Гц. Тогда и придет понимание каким образом промышленные акустические системы не имеют заявленных характеристик, но и также понимание того, какие производители указали реальные характеристики. Что все это значит в реальной звуковой обстановке - это уже следующий уровень понимания и вслушивания. Вперед забегать не стоит. Хватит и осознания стоимости динамических головок, способных реально продавить нужную площадь от 20-ти Гц, а также осознания нужного для этого литража корпуса и степени подготовки помещения, чтобы услышать именно сигнал, но не те 70% переотражённых волн, что мы слышим в обычной жилой комнате.

4) Четвёртым признаком человека, который нуждается в наставлении, является его уверенность, что вата, набитая в корпус АС, увеличивает объём и добавляет низких частот. Этот момент опасен тем, что будто бы всё верно, но понимается превратно, будто сейчас достаточно набить ватой корпус и получим бас. Начать объяснение можно с того, что если баса динамиком и оформлением не подразумевается (еще одна тема), то никакая вата его не найдёт. Виртуальное увеличение объёма колонки на несколько литров добавит разве что пару Герц снизу, что на слух не сказывается никак, а вата обязательно губит другие характеристики системы. Предложите новичку научиться определять резонансы внутри ящика АС, а когда он их найдёт, то объясните, что наполнитель снижает заметность этих резонансов и его (наполнителя) нужно именно столько, чтобы как раз подавить паразитное гудение, возможно, он и сам слышал этот эффект, проходя мимо играющего музыкального центра с тонкими стенками колонок и без наполнителя, т.н. эффект гудения на одной ноте. Также в этот момент можно объяснить каким образом действуют распорки внутри корпуса, хотя это и очевидно без всяких пояснений, как и оклейка корпуса изнутри битумом и т.н. автомобильной шумкой.

5) Кучно по корпусам пошло; пятый признак - маниакальное применение закрытого ящика примерного объёма. Новичками предлагается такая логика, что чем больше ящик, тем больше баса. Вам в ответ необходимо донести факт существования симуляторов, но сначала рассказать о раздемпфировании системы, болтанке и выходе из строя катушки динамика в результате превышения рабочего хода. На слух это звучит также плохо, как и на словах, примером может послужить автомобиль без амортизаторов, а только на пружинах. Бесконечно увеличивая объём оформления, не удастся достичь заветного баса, любимых 20Гц и тем более большого звукового давления. Предложите новичку посмотреть чувствительность выбранного динамика на частоте 20Гц, импеданс на этой частоте, и конкретно посчитать необходимую мощность для достижения нужного давления, если он вообще в состоянии озвучить желаемое давление. Кстати, это отличная идея, пускай определится с давлением и на каком расстоянии от колонок он желает его получить. Здесь он узнает как копать от забора и до обеда как расстояние связано с давлением.

6) Отдельно нужно выделить пятый пункт. Он достоин отдельной темы. Это пресловутые фильтры первого порядка или 6дБ на октаву, или просто катушка, или просто конденсатор. С чьей-то неопытной руки пошел в ход этот миф. Для недорогого динамика с непрямой характеристикой (а они все, мягко говоря, кривые) такая фильтрация незаметна, никакие неровности вне желаемого диапазона такой фильтр не давит. Такой способ фильтрации великолепно подходит к ровным "пластиковым" динамикам, таким как Morel, Dynaudio, AudioTechnology, цены на эти динамики найдёте сами, как и сами насладитесь ровностью их АЧХ. Если постараться, то можно найти условно ровные бумажные динамики, но у них АЧХ не валится на средних частотах сама собой, а простирается выше 10кГц, поэтому первый порядок им не поможет, к сожалению.

Но мы как-то отстранённо говорим о фильтрах, будто о них так можно говорить. Если это не фильтр, который ровняет пики у широкополосника, то о нём можно говорить только когда есть минимум две полосы. Объясните новичку, что без применения специальных мер, динамики будут вычитаться в диапазоне совместной работы. Чтобы они складывались, нужно проводить измерения и моделирование, о чем мы еще обязательно поговорим. Объясните так, что есть 179 шансов, когда динамики будут взаимовычитаться и всего лишь 1 шанс, что будут складываться, это с учетом изменения полярности одного из них, так-то у нас 360 градусов по фазе. Пусть это и в общем, зато показывает суть вещей.

Когда это не сработает.

Да, как и во всех сферах, в нашей также встречаются убеждённые товарищи. Самое главное не поддаваться и всем сообществом единогласно и единообразно держать единую линию повествования. Как только появится кто-то дающий надежду, что всё можно сделать и так, без измерений, макетов и снова измерений, то следует убрать из переписки такого товарища с помощью модератора или администратора ресурса, иначе он принесет только вред для начинающего. Но не всегда это всё возможно и особо убеждённые в том, что можно вставить в ящик 2 динамика с конденсатором, никогда не возьмутся за ум, таким обязательно следует ограничить возможность отвечать в профильных темах или направить их в другое сообщество, где процветает эзотерический подход в конструировании акустических систем. Иначе через 10 лет не будет с кем обсудить любимую тему и не будет у кого просить совет.

Дата публикации 2019-03-05 автор: О звуке 0 93

Оставить комментарийОставить ответ

Поиск в блоге

Последние комментарии

Нет комментариев

Menu